sábado, 25 de octubre de 2014

Дружеские узы испанской монархии и аргентинской диктатуры

El rey Juan Carlso en un acto con el dictador argentino Jorge Rafael Videla.
Испанский король Хуан Калос I
с аргентинским диктатором Х. Р. Виделой
Исследование, проведенное испанской газетой Público доказало, что между Испанией и аргентинским диктаторским режимом шел активный обмен военными наградами и прочими любезностями. В том числе, фашистскую медаль получил и нынешний король Филипп VI. Так же Испания открыла аргентинской диктатуре доступ к международным организациям.

Автор: Данило Альбин
Перевод Антона Айрапетова
Источник


"Не благодарите меня за визит! Это посольство — мой дом!" Эти слова произнес аргентинский диктатор Хорхе Рафаэль Видела в дипломатическом представительстве с испанским флагом на фасаде. Это произошло 24 июня 1976 г. на праздновании именин короля Хуана Карлоса. Пару лет спустя монархия вернула любезность Виделе в виде медали. Генерал Видела, отвественный за тысячи убийств, хранил до последнего дня своей жизни награды, пожалованные ему испанским монархом, который в 1978 г. присвоил ему Крест Военных Заслуг и Орден Изабеллы Католической.
Эти знаки отличия лишь примеры того, что происходило за спиной у испанского общественного мнения в те годы. Как смогла проверить газета Público, за семь лет и девять месяцев, которые длился кровавый гражданско-военный аргентинский режим, власти Буэнос-Айреса и Мадрида обменялись множеством медалей, услуг и подарков. По данным регистра, изученным этой газетой, 23 аргентинских военнослужащих получили награждения по приказам, подписанным королем Хуаном Калосом и разными министрами обороны.
Среди награжденных, встречаются такие персоны, как вице адмирал флота Антонио Ванек, один из основных начальников концлагеря, функционирующего при Школе механиков ВМС, бригадир Воздушных сил Басилио Лами Досо, одно из наиболее высокопоставленных лиц режима, и генерал Хосе Рохелио Вильярреал, который в день государственного переворота отвечал за задержание президента Исабель Мартинес де Перон.
Так же, некоторые испанские военнослужащие (безусловного франкистского происхождения) по сей день хранят знаки отличия, пожалованные диктатурой Виделы. Одним из первых был награжден на пышной церемонии, проведенной в аргентинском посольстве в Мадриде, капитан 1-го ранга Фернандо де Салас. Так же были выделены награды генералу бригады Мануэлю Вальеспину, командиру второй дивизии Геншатаба, которого режим отличил в августе 1977 г. медалью аргентинской армии, и начальнику полиции Мадрида Федерико Кинтеро Моренте, удостоенному Ордена Мая За заслуги.
Документ о награждении Фернандо де Саласа
диктатурой Виделы
Нынешний король Филипп VI, в то время еще принц Астурии, также получил знак отличия от военного режима. В октябре 1981 г. аргентинский флот, одна из частей, которые с наибольшей жестокостью принимали участие в репрессиях, сделал сына Хуана Калоса де Бурбона Гардемарином Honoris Causa. Посол Испании в Аргентине Энрике Перес-Эрнандес принял от его имени знак отличия и передал его в дворец Ла Сарсуэла.
Обе страны обменивались не только медалями и комплиментами. В те годы диктатура Виделы и правительство Адольфо Суареса установили эффективную систему, которая позволяла им поддерживать друг друга в различных международных организациях. Открыл игру суровый испанский дипломат Мануэль Томас де Карранса. 28 июля 1976 г. этот чиновник составил письмо, в котором он приглашал Аргентину принять участие в седьмом конгрессе Международного совета региональных экономик и "занять, рядом с Испанией, которая должна была председательствовать на этом мероприятии, второе председательское место, отведенное для испано-американских стран".

11 ноября того же года правительство, под управлением Союза демократического центра [основная испанская партия того периода - прим. пер.], вмешалось в такой болезненный вопрос, как суверенитет Мальвинских островов, оккупированных англичанами и на которые претендовали аргентинцы. В трех абзацах тогдашний министр иностранных дел Марселино Ореха сообщал, что "испанское правительство, в соответствии со своей традиционной позицией, окажет решительную поддержку аргентинским претензиям на Мальвинские острова".
"Вследствие -торжественно заявлял министр-, будут направлены соответствующие инструкции испанской делегации на 31-ой сессии Генеральной ассамблеи Объединенных наций, с целью оказания поддержки проекту резолюции о Мальвинских островах." Неделю спустя, аргентинский посол Леандро Энрике Анайа высказывал Орехе "удовлетворение и благодарность" диктатуры "за солидарную поддержку претензий на суверенитет над Мальвинскими островами, которые вызывают единогласное национальное согласие в Аргентине".
Документ, по которому МИД Испании положительно
отвечает на просьбу Аргентины поддержать ее вступление в ИКАО
Другое соглашение было скреплено в августе 1977 г., когда пол Испании находилось в отпуске. Как значится в ноте от первого числа того месяца, правительство Суареса положительно ответило на просьбу аргентинского режима поддержать его вступление в Международную организацию Гражданской авиации (ИКАО), правда, не безвозмездно. Упомянув "традиционные узы испано-аргентинской дружбы", МИД заявлял, что поддержит кандидатуру Военной хунты, "будучи уверенным в том, что аргентинская делегация окажет такую же поддержку переизбранию Испании".

Еще более невероятна нота от 18 ноября 1978 г., в которой Аргентина сообщала испанскому правительству о своей кандидатуре в Комиссию по правам человека ООН (ЭКОСОС) и просила поддержки у Испании, взывая к "постоянному благоприятному расположению, которое оба правительства проявляют в отношении своих взаимных устремлений в рамках разных международных организаций".

Одновременно с обсуждением этих соглашений, дипломаты Виделы продолжали заигрывать с наиболее радикально настроенными военными постфранкистской армии: 15 февраля 1977 г. аргентинское посольство потратило в роскошном магазине London's Shop 20 000 песет на подарок для генерал-капитана Первого военного округа, Федерико Гомеса де Саласара, бывшего франкистского бойца Синей дивизии, который сражался бок о бок с нацистами. Десять дней спустя делегация потратила еще 2 152 песеты на предметы конного спорта, которые были преподнесены в дар ультраправому генералу Хайме Милансу де Боску, которому в 1981 г. было суждено принять активное участие в провалившемся государственном перевороте 23 февраля. Для Миланса, Видела навсегда так и останется примером для подражания.

No hay comentarios:

Publicar un comentario