lunes, 20 de octubre de 2014

Ордолиберальные идеи для Испании



Известный немецкий экономист Ганс-Вернер Зинн прописывает Испании и Европе свои рецепты для выхода из кризиса: сокращение заработных плат, списание долгов, гибкий режим для Еврозоны.

Автор: Мигель Хименес
Перевод Антона Айрапетова
Источник


Испания пытается стать более "немецкой" с помощью внутренней девальвации, но в Германии считают, что впереди еще долгий путь. На этой неделе, испанская бизнес-школа ESADE и влиятельный немецкий аналитический центр IFO провели в Мюнхене семинар, на котором обсуждалось будущее Европы с точки зрения Севера и с точки зрения Юга.

Немецкие и испанские эксперты, в том числе Хавьер Солана, президент ESADEgeo, подчеркнули необходимость большей евроинтеграции. Но в экономических вопросах мнения резко расходились. Против позиций Давида Вергары, замдиректора Европейского механизма стабильности, сторонника постепенных реформ ("Чтобы спуститься с 25-го этажа, быстрее всего прыгнуть в окно, но я думаю, что все же лучше пройти по лестнице," — пояснил он) и сохранения единства еврозоны, президент IFO Ганс-Вернер Зинн, крайне популярный в Германии экономист, защищает радикальную девальвацию цен и заработных плат в Испании и других периферийных странах, общую валюту, к которой можно было бы присоединяться и от которой можно было бы отсоединяться, и конференцию по долгам, на которой кредиторы Севера спишут часть долгов Юга.

Зинн считает, что задолженность периферийных стран гораздо выше чем кажется, если рассматривать ее с учетом уровня цен; эта операция, в случае Испании, повышает долг на 30 процентных пунктов ВВП. После своего выступления, президент IFO дал интервью газете El País и другим двум испанским СМИ, приглашенным ESADE в Мюнхен.

Вопрос: В Испании уже начинают говорить о восстановлении экономического роста. Что вы об этом думаете?

Ответ: Наши прогнозы также указывают на то, что экономика будет расти, но проблема рынка труда останется без изменений из-за недостаточной конкурентоспособности. В Испании не видно, чтобы рынок труда шел к лучшему; процент безработицы безостановочно рос до конца 2013 г и есть противоречия между тем, что говорят, и тем, что мы наблюдаем.

Вопрос: Но есть прогресс конкурентоспособности и в области инфляции.

Ответ: Соотношение испанских цен с ценами других членов ЕС далеко от того, которое было во время саммита 1995 г., когда в Мадриде было принято решение ввести евро. Впереди долгий путь. Конечно, можно облегчить нынешние страдания, притормозив процесс корректировки, но чем больше мы будем облегчать сейчас, тем дольше затянется период стагнации. Это как выпить крепкий кофе от усталости: да, ты от него немного проснешься, но на самом деле он не улучшит состояние твоего тела.

Вопрос: Вы считаете, что требуются еще более жесткие меры?

Ответ: Ужесточение опасно, так как раскалывает общество, но с другой стороны, оно необходимо для того, чтобы восстановить равновесие цен и конкурентоспособность. Я не знаю, где реальный выход из ситуации. Только сама страна может решить в каком направлении она хочет идти, зная, что жесткая экономика необходима, но очень болезненна. Это узкий путь, по которому очень сложно передвигаться.

Вопрос: Вы ставите под вопрос возможность развития при настоящем уровнем задолженности. Возможно оно при испанском уровне долга?

Ответ: В соотношении к ВВП, испанский долг ниже, чем в других странах, затронутых кризисом, но все равно слишком высокий. Он похож на немецкий, но надо снизить его ниже 60 %; причем, он искусственно занижен в соотношении к ВВП из-за инфляционного пузыря, за счет которого экономика росла несколько лет. Эта инфляция не могла продолжаться долго, она была слишком высока в сравнении с другими странами Еврозоны, что не позволяло Испании быть конкурентоспособной. Если экономика вернется к уровню цен, на котором она конкурентоспособна, долг значительно повысится в соотношении к ВВП. Проблема долга серьезнее, чем кажется, поэтому Испания должна выйти из дефицита, если она хочет начинать за него расплачиваться. В общем, уровень задолженности некоторых стран препятствует их дальнейшему развитию, в частности, если учитывать перенастройку цен, которая необходима для того, чтобы они стали конкурентоспособными.

Вопрос: Считаете вы, что отказ от евро можно рассматривать как вариант?

Ответ: Это вариант, но я бы его не рекомендовал. Я считаю, что мы должны быть гибче в определении принадлежности к евро. Я думаю, что должны быть правила входа и выхода из евро, так было бы лучше для всех. Если бы у нас был упорядоченная процедура временного выхода из евро и снижения цен, нам не грозил бы хаос, которого многие боятся. Если бы у нас был упорядоченная процедура, через которую сообщество стран помогало бы государству, которое хочет покинуть Еврозону, с помощью банков, поддерживая импорт главных продуктов и прочее, тогда да. Что сейчас нужно Испании это девальвация. Я не говорю, что Испании стоит покинуть евро, но нам необходима более гибкая система, через которую страна могла бы выходить, приводить в действие все необходимые корректировки и реформы, а затем возвращаться. Глупо иметь дорогу только с односторонним движением. Целые поколения молодых людей не найдут себе работу на протяжении значительной части своей жизни из-за недостатка конкурентоспособности, но не прирожденной, а по причине слишком высокого уровня цен в таких странах, как Испания или Греция.

Вопрос: Требуется Испании частичное списание долга?

Ответ: Испанский государственный долг не так велик, но частный внешний долг очень высокий. Общая сумма получается высокая. Я считаю, что нам необходимо провести конференцию по долгам, на которой мы разложим их на столе, обсудим все вместе, что делать с этим уровнем задолженности, нажмем на кнопку "reset" и такие страны как Германия примут убытки от частичного списания госдолга, банковского долга и долга евросистемы. От убытков все равно никуда не деться. Надежда получить деньги обратно — лишь надежда. Надо посмотреть правде в глаза, отрицание очевидного никуда нас не приведет. На всех конференциях по долгам, которые были проведены до сих пор, собравшиеся сожалели о том, что не провели ее раньше. Никогда не было такого, чтоб они говорили: "Ах, нет, еще слишком рано!"

Вопрос: Как вы думаете, что произойдет? Будет конференция по долгам?

Ответ: Не знаю. Я четко различаю между тем, что нужно, и тем, что произойдет. Я не политик.

Вопрос: Центральные банки таких стран как Соединенное Королевство или США избежали двойной рецесии, скупая долг.

Ответ: Если Центральный банк скупает долг, это не улучшает конкурентоспособность экономики. Это облегчает нынешние страдания. Но подумайте о промышленном производстве. В чем улучшится промышленное производство от того, что ЕЦБ станет скупать облигации? Скорее наоборот: если правительство получит новые средства, зарплаты останутся на высоком уровне, что нанесет урон промышленной конкурентоспособности. Предотвратит реальную девальвацию. Проблема в том, что мы попытались создать валютный союз, не имея политического союза. Нам надо создать Соединенные Штаты Европы, со всем, что это значит. Моя любимая модель — швейцарская конфедерация. Ее Центральный банк может скупать государственные облигации, но не облигации кантонов, так же как американский Федеральный резерв не скупает облигации Калифорнии или Иллинойса.

Вопрос: Что вы думаете о политике новой правительственной коалиции в Германии?

Ответ: Отказываться от реформ, которые провело 10 лет назад правительство Шредера, ведет нас по неправильному пути.

No hay comentarios:

Publicar un comentario