miércoles, 13 de mayo de 2020

Хуан-Карлос I и его роль в судьбе Западной Сахары

Документы, рассекреченные ЦРУ, показали роль, которую король Хуан-Карлос сыграл в оккупации Западной Сахары Марокко.

Источник
Автор: Лехбиб Абделхай
Вопрос о деколонизации Западной Сахары касается не только магрибского региона. Многие страны внимательно следят за развитием этого конфликта, который может иметь для них значительные последствия.

Центральное разведывательное управление США показало фотоснимки сахарских солдатов, пускающих ракеты, и марокканцев, взятых в плен сахарскими войсками.

Решение ЦРУ снять гриф секретности с 900.000 документов (около 10 млн листов) позволяет нам составить более полную картину того, как именно развивалась ситуация c марта 1979 г.

От американской разведки мы узнаём, что Марокко проигрывало войну Полисарио до тех пор, пока европейские и арабские страны не вмешались для оказания поддержки диктатору Хасану II.

Аннексия Западной Сахары со стороны Марокко в 1975 г. была насильственной и спровоцировала войну, согласно рассекреченным документам. В войне, которую вели на равных Полисарио и Марокко, решающую роль сыграла поддержка, которую США, Франция, Испания и Саудовская Аравия оказали Хасану II, благодаря его связям с Генри Киссинджером, советником по национальной безопасности США, и Саудитами из Саудовской Аравии.

Но какую именно роль сыграл король Испании Хуан-Карлос в судьбе народа Западной Сахары?

21 августа 1975 г. Госдеп США даёт согласие на секретный стратегических проект ЦРУ, который, с финансированием Саудовской Аравии, должен был отбить у Испании её бывшую провинцию Сахару (270 000 кв. км). На тот момент это была территория с жизненно важным геостратегическим положением, богатая фосфатами, железом, нефтью и газом, которую США не могли оставить в руках Испании, учитывая шаткое положение режима Франко.
План состоит в захвате территории с помощью марша 300 000 марокканских граждан (Зелёного марша), которые должны будут выдать себя за бывших жителей этого района.
6 октября 1975 г. испанская разведка докладывает тяжело больному Франко о намерениях американцев в отношении Западной Сахары и просит от него принятия соответствующих мер.

16 октября 1975 г. Хасан II объявляет Зелёный марш и одновременно Международный суд ООН отказывает Марокко в его территориальных претензиях. Хасан II без смущения заявляет: Мы пойдём зелёным маршем с севера Марокко на юг и с востока на запад. Мы, дражайший народ, должны встать все, как один человек, и в порядке и организованно двинуться на Сахару дабы воссоединиться там с нашими братьями.

21 октября 1975 г. принц Хуан-Карлос Борбон, преемник испанского диктатора, отказывается от поста временно исполняющего обязанности главы государства. Он требует полномочия, которые позволили бы развязали ему руки в Западной Сахаре.

22 октября 1975 г. председатель испанского правительства Ариас Наварро, с ведома Франко, направляет министра Хосе Солиса в Рабат с целью пресечь марокканскую попытку с обещанием предпринять переговоры по этому вопросу как только здоровье диктатора улучшится.

26 октября 1975 г. Зелёный марш начинается на территории Марокко. План операций и материальное обеспечение полностью разработаны американскими экспертами.

Первый отряд зелёных маршировщиков выступает по приказу Рабата не 6 ноября -дата на которую было намечено официальное начало акции-, а 30 октября с целью предотвратить вмешательство Алжира в планы оккупантов.

31 октября 1975 г. Хуан-Карлос Борбон официально вступает в должность главы государства. Положение в Сахаре крайне беспокоит его, особенно в свете недавних португальских событий. Монарх не хочет потерять контроль над ситуацией. По словам американского посла Уэллса Стаблера, в отсутствие руководства и в силу марокканского давления на тот момент правительство ведёт себя очень нерешительно.

В этот же день принц совещается с советом министров в дворце Сарсуэла и берётся за дело. Поддерживает постоянную связь со своим марокканским коллегой. Сахара является для него приоритетным вопросом. Хуан-Карлос проявляет твёрдость в стремлении взять ситуацию в свои руки. Но, несмотря на это, он не сообщает присутствующим о том, что его доверенное лицо, Мануэль Прадо-и-Колон де Карвахаль уже на пути в Вашингтон, где он должен заручиться поддержкой Генри Киссинджера. Он понимает, что колониальная война против Марокко в такой момент может ускорить события по португальскому сценарию и он может лишиться короны, даже не примерив её.

Американский госсекретарь соглашается на посредничество, о котором ходатайствует новый глава испанского государства. Он заступается за него перед Хасаном II и в ближайшие часы стороны подписывают тайный договор, по которому Хуан-Карлос соглашается передать испанскую Сахару Марокко в обмен на полную поддержку США в его предстоящем царствовании в Испании.


2 ноября 1975 г. Хуан-Карлос Борбон удивляет необъявленным визитом испанские войска, дислоцированные в Эль-Аюне. Он спокойно выступает перед солдатами, которых в очень скоро предаст, как и испанский народ, сахарцев и ООН. Одновременно идут переговоры с американцами о сдаче территории. На дружеской встрече с офицерами он даже заверяет их: Испания не отступит ни на шаг, выполнит все свои обязательства и поддержит право сахарцев на свою свободу. Он также говорит им: Можете не сомневаться в том, что ваш главнокомандующей будет рядом с вами когда прозвучит первый выстрел.

6 ноября 1975 г. Зеленый марш вступает на территорию бывшей испано-африканской провинции. В силу тайного соглашения между Киссинджером, Хасаном II и новым главой Испании, свершается государственная измена. Сапёры разминируют границу, а испанские легионеры предусмотрительно будут отведены. Министр президентства испанского правительства даже позволяет себе визит вежливости в марокканские лагеря Зелёного марша. Представители ООН оказываются в неловком положении и, за отсутствием информации об истинном положении дел, требуют от Хасана II отвода сил и уважения к международной законности. Испания, тем временем, смотрит в другую сторону, так как принцу достаточно хлопот с обеспечением престола. А монарх-алауит Марокко просто игнорирует требования.

9 ноября 1975 г. Хасан II считает свои цели в Сахаре достигнутыми и, в ожидании переговоров с Мадридом, выводит лагеря Зелёного марша в Тарфаю. Алжир выражает протест и отзывает своего посла из Рабата. Сахарцы, преданные Испанией, чувствуют, что им осталась лишь вооружённая борьба.

12 ноября 1975 г. начинается с участием Испании, Марокко и Мавритании Мадридская конференция, управляемая и контролируемая из тени Соединёнными Штатами.

14 ноября 1975 г. публикуется Мадридская декларация о Сахаре (трёхстороннее соглашение), по которой передаётся во власть Марокко вся северная часть бывшей испанской провинции (200 000 кв. км) с важнейшим геостратегическим положением и богатыми запасами минералов, газа и нефти (обнаруженными американскими нефтяными компаниями и находящимися в стратегическом резерве). Мавритании выделяются 70 000 кв. км на юге, скудные и неплодотворные земли, которые она вскоре отдаст своему могущественному северному соседу.

Испанский парламент и народ остаются в полном неведении. Весь этот сценарий развивается за кулисами, под управлением ЦРУ и Госдепа США, и в ней Хуан-Карлос представлен своими доверенными лицами - Армадой, Мондехаром и Торкуато Фернандесом Мирандой.

С Франко на смертном одре и неясной политической ситуацией, правительство удручённого Ариаса Наварро смотрит со стороны на то, как развивается этот крупнейший в истории Испании военный и политический позор. Никогда до тех пор эта страна не поступала так вероломно со своими собственными гражданами (каковыми сахарцы являлись в 1975 г.), никогда не унижала себя тайной капитуляцией перед более слабой стороной, трусливо бежав с поля боя без единого выстрела, оставляя врагу как оружие, так и казармы.

No hay comentarios:

Publicar un comentario