martes, 26 de mayo de 2015

Кто будет править в Испании? Конец двухпартийной системы

Казалось, что двухпартийная система — чистая пантомима, без реальной конкуренции. Но местные и региональные выборы, состоявшиеся в Испании 24 мая, доказали, что действительность намного сложнее. Страна полевела и практически во все основные городские советы вошли, как минимум, 4 партии.
Столицы провинций Испании

На первый взгляд, может показаться, что не так много изменилось: основные две партии страны —Испанская социалистическая рабочая партия (ИРСП, традиционные социал-демократы) и Народная партия (НП, христиано-демократы, наследники франкистской традиции)— остаются на первых местах и удерживают большинство мэрий. На самом же деле произошел крупнейший перелом: ИРСП и НП потеряли в совокупности поддержку около 3,5 млн избирателей, едва набрали половину голосов и упустили власть в крупнейших городах страны.

Основным двигателем перемен в Испании является, с начала 2014 г., партия «Подемос» («Мы можем»): левая сила, запущенная группой политологов из мадридского университета Комплутенсе и некрупной, но крайне активной партией Левые антикапиталисты. Социальную основу «Подемос» составили общественные движения (в частности, Движение 15-М), а распространяет свои идеи партия, в значительной степени,  через интернет.

Год назад, всего несколько месяцев спустя после ее создания, «Подемос» успешно выступила на европейских выборах, получив 5 мест в Европарламенте. После этого ее рост ускорился, вплоть до того, что в декабре прошлого года она стала, по опросам, первой силой Испании. После чего, тем не менее, против нее была развернута масштабная кампания в СМИ, которая вновь отбросила ее на третье место.

На муниципальных выборах, состоявшихся 24 мая, «Подемос» приняла решение участвовать не под собственным названием, а в рамках широких коалиций, в которые вошли многочисленные активисты общественных движений, различные мелкие партии (к примеру, «Экуо», левые экологисты), а также, во многих городах, «Объединенные левые» — союз, сформированный вокруг Испанской коммунистической партии, являвшейся, до появления «Подемос», основной силой слева от ИРСП. Успех данной стратегии ставить под сомнение не приходится: под разными наименованиями, данные коалиции встанут (с поддержкой ИРСП и других левых сил) во главе Мадрида (1 по величине испанский город и столица государства), Барселоны (2), Сарагосы (5), Коруньи (17), Овьедо (21), Кадиса (54) и Сантьяго (67).

Отдельного внимания заслуживают, конечно, Мадрид и Барселона. В Мадриде пост мэра займет 72-летняя кандидатка коалиции «Аора Мадрид» («Сейчас Мадрид») Мануэла Кармена. Несмотря на то, что ее фракция получила на одно место меньше, чем НП, она рассчитывает на поддержку ИРСП для того, чтобы стать мэром Мадрида. Бывшая судья, правозащитник и эксперт ООН по правам человека, Кармена не состоит ни в одной партии, благодаря чему пользуется широкой популярностью среди общественных движений и простых граждан, уставших от партийной непрозрачности и коррупции.
Сумма «левых» голосов минус сумма «правых»: Мадрид исторически строго делится на «правый» север и «левый» юг
То же можно сказать и про нового мэра Барселоны: Ада Колау. «Барселона эн Кому» («Барселона вместе»), коалиция, которую возглавила эта известнейшая активистка движения за право на жилище «Пострадавшие от ипотеки», в отличии от Кармены в Мадриде, заняла первое место, завоевав на одно депутатское кресло больше, чем Конвергенция и Союз, правая каталонская националистическая партия, до сих пор правившая в Барселоне. Тем не менее, высокая раздробленность городского совета (7 фракций на 41 место) сулит ей 4 года сложных переговоров и равновесий. Учитывая, что на поддержку правых сил Колау рассчитывать не придется, единственные партии к которым она сможет обратиться — это Социалистическая партия Каталонии (каталонский филиал ИРСП), Левые республиканцы Каталонии (каталонские националисты, социал-демократы) и Кандидатура народного единства (леворадикальные сепаратисты). Учитывая, что социалисты и леворадикалы друг друга на дух не переносят, задача, которая стоит перед будущим новым мэром не невыполнимая, но сложная.
Ада Колау и Мануэла Кармена
Другие левые внесистемные силы также возглавят правительственные коалиции в крупных городах. В Валенсии (3), Памплоне (30) и Понтеведре (86) — валенсийские, баскские и галисийские левые националисты. А в Саморе (117), впервые за историю Кастилии-и-Леона — «Объединенные левые» (отдельно от «Подемос»). Лас-Пальмас (9), Бильбао (10), Доностия-Сан-Себастьян (34) и Жирона (64) останутся под властью канарских, баскских и каталонских правых националистов. Этих внесистемными назвать нельзя, но сложно предсказать, как они себя поведут при масштабном кризисе режима.

Таким образом, 4 из крупнейших 5 испанских городов, а также 7 из 17 столиц автономных областей, окажутся во власти левых внесистемных коалиций. Но системные партии продолжают контролировать испанскую «глубинку»: НП удается удержать 21 столицу провинции, ИРСП — 16. При этом, практически ни в одной мэрии нет партии, которая располагала бы абсолютным большинством, что заставляет всех искать дополнительную поддержку.

НП, по всей вероятности, будет опираться на «Граждан». Партия «Граждане», характеризующаяся либеральной идеологией и испанским национализмом, до сих пор ограничивала свою деятельность каталонской территорией. Несмотря на то, что «Граждане» не добились ни одной значительной победы, они вошли в большинство городских и региональных парламентов. С этого момента их можно уверенно называть четвертой испанской партией.

ИРСП, с другой стороны, по всей вероятности, получит поддержку от других левых сил. Следует пояснить почему социал-демократы и внесистемные кандидаты окажут друг другу такую взаимную помощь. В ноябре должны состояться всеобщие выборы. Как ИРСП (наученная горьким опытом ПАСОК), так и внесистемные коалиции понимают, что важнее всего для их электората сейчас отстранить от власти НП, погрязшую в коррупционных скандалах и серьезно повредившую испанское социальное государство. Поэтому обе левые силы не будут принципиальничать и поддержат друг друга на церемониях назначения. Впрочем, этим, вероятно, и ограничится их взаимная помощь в большинстве городов.

Чего можно ожидать от ноябрьских всеобщих выборов? НП и ИРСП набрали на муниципальных голосованиях по 27 и 25 % голосов, соответственно. Внесистемные силы близкие к «Подемос» — почти 15 %. «Граждане» — 7 %. «Объединенные левые» — 5 %.

При таком результате, социалисты могут прийти к власти, с поддержкой «Подемос» и коммунистов. Но учитывая постоянные значительные изменения, которым сейчас подвержена испанская политика, маловероятно, что этот процент стабильно сохранится к ноябрю.

Уже на следующий день после голосований лидер «Объединенных левых» официально предложил «Подемос» совместно выступить на всеобщих выборах, подобно коалициям, имевшим успех на муниципальном уровне. Простая сумма голосов обеих партий составляет на данный момент 20 %. Кроме этого, следует ожидать, что результаты муниципальных выборов показательно повлияют на всеобщие. Провинциальный избиратель, который хочет перемен, теперь может поверить в их реализуемость. А тот, который их боялся, может потерять страх, увидев, что левые внесистемные мэры не едят детей, закусывая их распятиями.

Не исключено, в принципе, и то, что деление голоса в Испании на городской и провинциальный укоренится, как это происходит в других странах. Также неизвестно насколько и за счет кого будет расти партия «Граждане», единственная, которая может позволить НП удержаться у власти.

На данный момент, в Испании создалась парадоксальная ситуация: две силы —социалисты и внесистемные левые— являются одновременно главными соперниками и вынужденными союзниками. Обе позиционируют себя как основная правительственная альтернатива, но ни одна из них не может в одиночку отстранить Народную партию от власти.

No hay comentarios:

Publicar un comentario