miércoles, 16 de septiembre de 2015

Улицы франкизма: следы преступления

Здание с гербом
Фаланги в Бельчите
(провинция Сарагоса)
На сегодняшний день, в испанских списках топонимов можно встретить сотни площадей и дорог с франкистскими названиями. Выборы 25 мая прошлись как землетрясение по всей территории государства и поставили под вопрос пребывание фашистской символики и наименований времен Франко.

Автор: Мигель Гомес Гарридо
Перевод Антона Айрапетова
Оригинал
6 июля возобновилась в СМИ полемика о присутствии, во многих городах и селах, таких улиц, как Арриба Эспанья (клич Фаланги), Генерала Ягуэ (известного как «бадахосский мясник») или Генералиссимуса. Газета «20minutos» сообщила о том, что мадридская мэрия приняла решение покончить с франкистскими наименованиями и заменить их на имена выдающихся женщин или местных жителей. Несмотря на то, что речь идет всего лишь о соблюдении Закона об исторической памяти, обсуждения не заставили себя ждать. Противники этой меры указывают, среди прочих аспектов, на высокую экономическую стоимость проекта, о необходимости не забывать историю и о возможных отрицательных последствиях для местных жителей и предпринимателей. Еще в 2013 г. журналист «The Guardian» Дэвид Мэддисон предупреждал: «То, что происходит в Мадриде — это не просто следствие ассиметричной исторической памяти. Это признак нетерпимых, опасных и дисфункциональных отношений с собственным прошлым.»

Тем не менее, пресс-секретарь мэрии Рита Маэстре опровергла существование такого проекта, хотя признала, что в дальнейшем мадридская муниципия намеревается привести закон в исполнение и, с помощью жителей города, переделать перечень улиц. На следующий день, на сайте городского совета «Versión Original» появилось подтверждение того, что данная реформа не значится среди приоритетов новых властей, а также, что департамент культуры еще не касался этого вопроса и нет пока никакого официального списка улиц, подлежащих переименованию.

Мэр Мануэла Кармена заявила, что план по переименованию не находится в пакете срочных мер и попросила делать различие между обязательным выполнением Закона об исторической памяти и другими вопросами. Глава города указала на то, что не подлежат обсуждению такие наименования, как площадь Маргарет Тэтчер или улица Сантьяго Бернабеу: «Я не против того, чтобы в Мадриде были дороги, названные в честь людей, память о которых в тот или иной момент, те или иные мадридцы решили запечатлеть в названиях улиц. Это ничего общего не имеет с огромной трагедией Гражданской войны и периода, от которого мы, глубоко убежденные демократы, должны держаться на расстоянии, как можно дальше, и который мы обязаны рассматривать под критическим углом зрения.»

«Обеспечить соблюдение Закона»

В действительности избирательная программа правящей коалиции «Аора Мадрид» содержит обязательство «обеспечить соблюдение Закона  № 52/2007 об исторической памяти, в частности, в том, что касается уличной символики и наименований». Этот пункт вошел в раздел, посвященный борьбе с коррупцией, произволом и гендерной дискриминацией. Согласно статье 15 указанного закона все органы администрации должны «удалить выставленные на всеобщее обозрение гербы, знаки, коммеморативные доски и другие предметы и упоминания личного или коллективного характера, восхваляющие военное восстание, Гражданскую войну или диктаторские репрессии». Пункт второй этой же статьи уточняет, что вышеуказанное не применимо «к памятникам строго личного характера, не восхваляющим противоборствующие стороны, а также при наличии охраняемого законом художественного, архитектурного или художественно-религиозного интереса».

Неоднозначность этого последнего уточнения объясняет различия между двумя основными описями франкистских элементов Мадрида, составленными на сегодняшний день. С одной стороны, список некоммерческой организации «Форум памяти», в который вошли 167 улиц. С другой, перечень, составленный историком Антонио Ортисом, который поддерживает коммунистическая коалиция «Объединенные левые» и «Ассоциация для восстановления исторической памяти», в который вошли почти 300 наименований — в том числе, такие деятели культуры, как журналист Хулио Камба, живописец Сальвадор Дали, тореадор Манолете и писатель Мигель Мьюра. Тем не менее, в собрание топонимов «Форума памяти» так же попали Агустин де Фокса (один из составителей гимна фаланги «Лицом к солнцу»), писатели Хосе-Мария Пеман и Рамиро де Маэсту. Принятие окончательного решения, несомненно, вызовет полемику.

Как бы то ни было, ряд названий вряд ли пройдет испытание демократией: площадь Арриба Эспанья, площадь Двадцать восьмого мая (когда войска Франко вступили в Мадрид), улицы путчистов Давилы, Фанхуля, Мильян-Астрая и Молы, аллея Доктора Вальехо-Нахеры (начальника военно-психиатрической службы, искавшего доказательства психической отсталости марксистов), аллея Муньоса Грандеса (командира Синей дивизии, востребованного Нюрнбергским трибуналом в качестве военного преступника).

Народное голосование

Но процессы переименования улиц имеют место не только в Мадриде. До 28 августа жители Сан-Висенте-де-ла-Баркера (Кантабрия) голосуют о том, на какие названия следует заменить проспект Генералиссимуса и площадь Хосе-Антонио. В Саде (провинция Корунья), коалиция левых националистов ГНБ, социалистов ИРСП и общественного движения Садамойориа собирается отнять усадьбу Пазо-де-Мейрас у семьи Франко, которая получила ее в подарок в 1938 г., и перенационализировать ее.

Там же, в Галисии, мэр Коруньи Чулио Феррейро и глава департамента культуры Хосе-Мануэль Санде провели в конце июня встречу с «Комиссией по восстановлению исторической памяти». Задача, которую они ставят перед собой — привести закон в исполнение с помощью всего города, в «праздничной, разряженной и культурной» атмосфере. С другой стороны, Хорхе Суарес, мэр Феррола от общественного движения «Феррол эн Комун», объявил о создании музея исторической памяти в городе, в который будут включены борцы с диктатурой.

В Виго, тем не менее, социалисты ГСП оказались на другой стороне. «Ассоциация по восстановлению исторической памяти» объявила, что подаст жалобу в Конституционный суд по поводу отказа убрать крест О-Кастро. В свое время суд Виго поддержал требование Ассоциации, но позже Верховный суд Галисии отменил его решение. Переизбранный в мае мэр социалист Абель Кабальеро считает, что монолит чтит память павших с обеих сторон.

Барселона появилась в новостях в связи с удалением бюста короля Хуана-Карлоса из муниципального зала заседаний и запрета проведения службы в честь восставших 1936 г. Эти решения мэрия Ады Колау приняла на основании работ, проведенных новосозданной Комиссии стратегических исследований и программ памяти. Руководитель комиссии, историк Чавьер Доменек, высказался за разработку мемориального плана, который, по его мнению, должен превзойти гражданские установки переходного периода (1975-1983), включить в процесс не представленные в то время меньшинства и продолжить углубление в гендерные вопросы. Сама Колау подчеркнула, что в столице Каталонии «чрезмерно представлены памятники бурбонского, монархического характера, а республиканские представлены недостаточно».

Процесс также оказался запущен в Кадисе, где мэрия создала Департамент демократической памяти под руководством Мартина Вилы. Несмотря на то, что наиболее активные обсуждения возникли вокруг возможного переименования стадиона Рамон-де-Карранса (названного в честь мэра города в диктаторские времена Примо де Риверы и Франко), приоритетом является, как подчеркнул сам мэр Хосе-Мария Гонсалес «Кичи», эксгумация жертв репрессий, захороненных на кладбище Сан-Хосе.

В Памплоне повышенные надежды. В программное соглашение баскских националистов «Героа Бай», левых националистов «Бильду», левого движения «Подемос» и коалиции коммунистов «Левые» вошло признание и моральная компенсация жертв переворота 1936 г. Председатель ассоциации «АФФНА36» сожалеет о том, что на сегодняшний день, продолжаются поиски захороненных тел и требует от правительства более активной поддержки.

В июне этого года, из Овьедо убрали медальон с изображением Франко. Мэр Венсеслао Лопес присутствовал на вручении премии «Тринадцать роз» «Ассоциации по восстановлению исторической памяти». По всей видимости, новые власти настроены очистить город от следов режима.

Также в начале июня, в Вальядолиде, должны были снести памятник фалангиста Онесимо Редондо, несмотря на что пока он стоит на месте. 19 июля активисты кастильской молодежной организации «Йеска» разместили на нем надписи с требованием «убрать навсегда с всеобщего обозрения этот позорный пережиток франкизма».

В 2012 г., в Валенсии, решением суда Франко был лишен звания «Почетный мэр», но тем не менее удержал Золотую медаль города. Консерваторы из НП, несогласные с решением лишить диктаторский режим почетных званий, считают, что их позиция в этом вопросе «соответствует духу переходного периода, который разрешил противоречия и закрыл раны». В настоящий момент, Верховный суд Валенсии изучает основания для открытия дела против бывшего мэра (теперь сенатора) Риты Барберы, учитывая особую подсудность парламентариев. Социалисты СПВ, «Группа исторической памяти» и адвокат Эдуардо Арранс обвиняют ее в неподчинении закону, в виду того, что она в свое время отказалась лишить диктаторский режим этих знаков отличия. Среди приоритетов новой главы Департамента культуры, левой националистки Глории Тельо из партии «Компромис», стоит обратить эту ситуацию.

Критика со стороны крайне правых

Не все рады этой волне реформ. Реакции не заставили себя ждать, особенно от наиболее монолитных секторов правых. Относительно сноса памятника Онесимо Редондо в Вальядолиде, Фаланга опубликовала сообщение в котором утверждается следующее: «Сегодня этот грязный закон победит, но рано или поздно наступит расплата за его фракционность, ненависть и злобный реваншизм, оставшийся от Гражданской войны.»

Руководители Национального фонда имени Франсиско Франко считают, что историческая память стала «юридическим инструментом, служащим для запугивания и усмирения тех, кто противостоит доминирующему левому мышлению». А единственное, в чем виновата Рита Барбера, — это в пятикратной избирательной победе с абсолютным большинством над социалистами. Фонд объявил о своем намерении «публично порицать и судиться с мэрами и главами департаментов, которые решат убирать памятники, витражи, гербы и стелы, нанося тем самым ущерб художественно-историческому наследию испанского народа».

No hay comentarios:

Publicar un comentario