lunes, 9 de junio de 2014

Картины отречения

Заголовки отечественных и заграничных СМИ описывают две совершенно разные картины.
Автор: Гильем Мартинес (каталонский журналист)
Перевод Антона Айрапетова

Оригинал

Как аудиовизуальные, так и печатные местные СМИ достаточно интенсивно освещают отречение короля, прибегая даже к специальным вечерним выпускам. С помощью этого широкого охвата, отречение короля объясняется обществу через три основных ключа: а) решение об отречении было принято четыре месяца назад; б) оно поможет привести в действие волну реформ, которые требует страна; в) новое поколение вступает в игру. Другими словами: это запланированная, добровольная, положительная смена поколений. Но уже не первый раз случается, что когда на наших СМИ появляются специальные вечерние выпуски, информация, которую публикуют иностранные СМИ идет в противоположном направлении.

Пример. Пока президент Рахой объявлял об отречении, описывая пункты а, б и в, Le Figaro публиковал —без а, без б и без в— следующий заголовок: L'impopularité de Juan Carlos menace la monarchie”. Некоторое время спустя, The Washington Post освещал событие под заголовком: “Deeply unpopular Spanish king to abdicate throne in favor of son”. Обе газеты сопровождали информацию об отречении комментарием о растущей непопулярности короля в связи с личными и финансовыми скандалами. При этом, The Washington Post ссылался на сокрушительную статью, опубликованную пару лет назад в The New York Times, в которой под заголовком Chastened King Seeks Redemption, for Spain and His Monarchy” (!) анализировалось безостановочное падение популярности короля с помощью рассмотрения его деловой деятельности: The king is widely valued in business circles for acting as a sometime deal maker and economic ambassador for his nation, but how he has amassed his substantial personal wealth remains secret.” Кстати, его личное состояние оценивалось в сумму до  2 300 миллионов долларов.

Сравнение между отечественными и иностранными заголовками показывает две разные действительности, две разные культурные функции. Исторически, когда имело место такое расхождение (например, после терактов 11 марта 2004 г. в Мадриде) последующие события доказывали правоту СМИ культур, не находящихся в прямом контакте с властью. При этом, неосновательность испанских заголовков в такие критические моменты наносила серьезный вред испанской политической традиции последних 35 лет — так называемой Культуре переходного периода. Нанесенный вред ощутим и сейчас.

В тот же день, когда представители местной культуры начинали излагать пункты а, б и в, вместе с положительной оценкой пути, пройденного королем и его наследником,,в более 100 городах собирались митинги (некоторые из них весьма внушительного размера) с противоположным требованием — референдума о монархии. То есть, стало ясно, что культура, которая должна была консолидировать общество вокруг режима 78-го, сделать этого не смогла. А это важно. Это еще один показатель глубины культурного перелома, начавшегося в 2011 г.

Эта новая культура требует другого описания, а не пунктов а, б и в, которые местные СМИ, не особо склонные к проверке официальных заявлений, не может предоставить, не нанося ущерб своей собственной функции. Так, к примеру, в культуре, образовавшейся с возникновением движения 15-М, существуют сомнения касательно пункта а, по которому приготовления к отречению начались четыре месяца назад. Сомнительно, что Основной закон об отречении, состоящий из двух пунктов, который даже оставляет на более позднее рассмотрение вопроса о юридической неприкосновенности бывшего главы государства, — результат четырехмесячной работы. Но темп отречения имеет немаловажное значение. Было отречение запланированным или внезапным, импровизированным? Необходимо знать его причины, так как в зависимости от этого вырисовывается та или иная картина. Было решение принято исходя исключительно из личных соображений? Из-за того, что настал конец двухпартийной системы и избирательного бума партий, которые хотят порвать с режимом, и от страха потерять в ближайшем будущем достаточное парламентское большинство, необходимое для спокойной передачи власти? Учитывая, что в последнее время испанская политика руководится внешними указаниями — были указания и на этот счет?

Что касается пункта б (который преподносит отречение как двигатель реформ, которые требует страна), следует указать на то, что с 2011 г. режим 78-го. не предпринял ни одну из реформ, которые настойчиво требовало от него с каждым разом все более политизированное общество. Наоборот — принимаются меры по сокращению демократии и прав, указанные тройкой МВФ-ЕЦБ-ЕС. Единственное требование, которому было уделено внимание (даже не то, чтобы уделено внимание, а просто признано его существование), это был так называемый Каталонский процесс. Ограничатся этим и реформы, которые сейчас обещают привести в действие? Направляемся ли мы к федеральному государству, принятому в результате соглашения между элитами, как в 78 г., в котором главой каталонского государства станет граф Барселоны? И касательно пункта в: какие поколения вступят на сцену в государстве, в котором образ отречения описан культурой того же самого поколения, которое составило образы возведения на престол и правления?

Та культура, которая даст ответы более близкие к тем, которые дают иностранные СМИ, возможно в будущем станет преобладающей. Наиболее функциональной и, как ни парадоксально, той, у которой вознкнет больше всего затруднений в будущем ограничений.

No hay comentarios:

Publicar un comentario